
«Лампочку вкрутишь — она взрывается!»
Из-за ошибок при строительстве в подвале воронежской 16-этажки по колено воды и нечистот, первый этаж топит, из-за перепадов напряжения горит техника, но проблему решить не может никто

«Лампочку вкрутишь — она взрывается!»
Из-за ошибок при строительстве в подвале воронежской 16-этажки по колено воды и нечистот, первый этаж топит, из-за перепадов напряжения горит техника, но проблему решить не может никто
— Вам рыбацкие сапоги принести? У меня две пары!
Женя Гуров просовывает голову в подвальную дверь, оценивает ситуацию. И щёлкает языком:
— Не, сейчас лучше не соваться: коротнёт — ещё током прибьёт вас. И ведь не ответит никто.
Гуров не рыбак: он старший по дому № 9 на улице 232-й Стрелковой дивизии в Придонском. Одноподъездной свечке в 16 этажей 34 года. И минимум 12 из них местные живут на коммунальном «Титанике».


Тараканьи гнёзда
— В подвале практически постоянно море разливанное, — объясняет Женя. — Из дырявых труб фонтаном бьёт вода, из-за забитой канализации — всякая дрянь. Сырость и вонь не самое страшное. Начались проблемы с системой энергоснабжения. Лифты то и дело глохнут. В коридорах света нет: лампочку вкручиваешь — она взрывается. Прошлой осенью из-за скачка напряжения у некоторых жильцов сгорела бытовая техника. Недавно снова замкнуло, но, слава Богу, не так серьёзно. Мы уже реально начинаем бояться за свои жизни и жизни детей!

У Галины, например, их двое. Муж на СВО. Она вспоминает:
— Ночью проснулась от громкого хлопка. Старшая дочка перепугалась — и к окну. Не вздумай, говорю! Время такое, сами понимаете. Она пошла в туалет, я за ней. Свечу телефоном. Ступаю по коридору, а под ногой хруст. Оказалось, это лампочка на потолке бабахнула. 26 сентября, когда у нас техника сгорела, замыкание произошло под утро. Я вышла на кухню готовить завтрак, стала включать варочную панель — у нас в доме газа нет, всё электрическое — а она сама собой тут же выключается. Мастер потом объяснил, что сгорел модуль. Ещё у меня тогда сгорели стиральная машинка, роутер и 11 лампочек на потолке.


Галина хранит чеки от платёжек за ремонт: за машинку — шесть тысяч рублей, комплект лапочек — тысяча, и это только за четыре штуки, а вот новый роутер — 3 840 рублей. Такие же, как она, «погорельцы» написали заявления в свою УК Советского района: просим, мол, составить акт о перепаде электроэнергии в моей квартире — в надежде потом стрясти с УК компенсацию. Соседка Галины — Ольга — отнесла туда девять таких бумажек: об убитых чайнике, телевизорах, зарядках для телефонов, увлажнителях воздуха, ТВ-приставках, духовом шкафе, компьютерном мониторе и процессоре... Не безделушки.

— В ответ — тишина! Реакции ноль. И если бы так первый раз, а то ведь постоянно: наши жалобы управляющая компания просто игнорирует.
«Причины — политические»
А вот Наталья. Она старожил — живёт здесь с 1991 года. Её квартира на первом этаже. И тут ощущения особенно острые.
— Тараканы! У себя в комнатах мы ещё справляемся своими силами, по коридору же бегают табунами. У них в подвале целые гнёзда: сыро ведь и тепло. А ещё блошки. Скачут, ага… О крысах я уже молчу. Я сама не раз оставляла в УК заявки по нашему дому. Иду мимо них на работу — забегаю. Ну что говорят… То людей у них нет, то ещё что. Иногда и вовсе усмехаются: мол, что у вас — опять? А двоих моих соседей — представьте только — дерьмом из подвала затопило! Вот так: поднялось в квартиру и залило. Судились с УК…
— Кучу нервов и здоровья потратили! — говорит один из «выплывших» по имени Роман. — В той квартире живёт моя мама. Случилось всё 15 апреля 2022-го: нечистоты стали подниматься из подвала через унитаз. Пока ждали аварийку, залило всё. Отошёл линолеум, ДСП вздулась, обои… Мы провели независимую экспертизу, за которую заплатили 10 тысяч, кстати. Нам насчитали ущерб на 168 тысяч. Управляющая компания пошла на мировое соглашение, обещала всё возместить. А потом в отказ. Пришлось через суд.
От УК Советского района на заседание никто не явился, пламенные возражения прислали по почте: исполнение соглашения, дескать, невозможно «по ряду политических и экономических причин». Глобальное неустройство миропорядка судью Советского районного суда Валентину Косенко не впечатлило: 14 декабря 2022-го она обязала управляющую компанию выплатить Роману 218 тысяч 340 рублей: кроме компенсации за ремонт и экспертизу ещё 5 тысяч «моральных» и 35 тысяч штрафа. Деньги, говорит Роман, приставы из УК вытрясали с боем.

* * *
После судов с жителями коммунальщики перекроили в подвале трубы: теперь если льётся, то только туда же — в подвал. Но легче людям не стало. А их — людей — в доме 448.
— Куда жаловались? — усмехается старший по дому Женя Гуров. — Лучше спросите, куда мы НЕ жаловались! Кроме своей УК Советского района в мэрию, в управу, в ГЖИ, в «РВК», в ОНФ, ОНФ дошёл до Следственного комитета и прокуратуры.
— Я лично ходила к следователю и всё ему рассказала! — подтверждает Галина. — И тоже тишина.
— Мы разве что пока до президента не добрались. — Гуров опускает руки. — Но сами подумайте: у президента проблем нет, кроме дерьма в нашем доме?
Гуров хранит вагон отписок от разных важных чиновников и начальников. И, судя по этим бумажкам, все полномочия и возможности для решения у них есть.
Дом № 9 на 232-й Стрелковой дивизии, напомню, 1990 года. Застройщик дом сдал, акт ввода в эксплуатацию подписан. Но почему-то тогда никто не заметил, что вдоль новостроя по улице 232-й Стрелковой дивизии тянутся 570 метров бесхозных канализационных сетей, проложенных с грубейшим нарушением строительных норм и правил (СНиП) — на глубине меньше метра, в зоне промерзания грунта. Именно в постоянном засоре этих сетей, как оказалось, одна из главных причин дерьмовой жизни и в девятом доме, и в нескольких соседних. «Поплыли» они примерно в 2012-м, а с 2013-го дом № 9 строчит жалобы.
А трубы можно и заклеить
По данным ГИС ЖКХ, в УК Советского района многоэтажка с 26 февраля 2012-го. Но сети не общедомовые — управляющая компания курила в сторонке. Бесхоз периодически латала мэрия — по муниципальным контрактам с «РВК-Воронеж». В собственность города «ничейные» трубы оформили только 22 февраля 2018-го. И начали упрашивать водоканал принять их в концессию. «РВК» упирается по сей день, кивая на нарушения СНиП, — кому ж охота вкладываться в барахло — и продолжает по заявкам мэрии «ликвидировать аварии» за бюджетные деньги. Механизм прописан в постановлении горадминистрации от 26 июня 2017-го № 339 «О взаимодействии жилищно-коммунальных, оперативно-диспетчерских и аварийно-ремонтных служб при возникновении аварийных ситуаций» (до него были два похожих — от 2011-го и 2015-го) . В системе «Госзакупки» с 2014 года у водоканала 28 контрактов с ГорДЕЗ ЖКХ на починку канализационных сетей на 232-й Стрелковой дивизии, 9 и 11, только в 2023-м их было два: в мае — на 64,86 тысячи рублей и в ноябре — на 75,8 тысячи.
Все закупки идут по пункту 9 первой части 93 статьи 44-ФЗ — напрямую у «РВК-Воронеж» как единственного поставщика, потому что для срочного устранения аварии. Общая сумма за 10 лет — порядка 764 тысяч бюджетных рублей. И подозреваю, в системе могут отображаться не все контракты. В одном из ответов на жалобу жителей замруководителя управления ЖКХ Игорь Черенков сообщает, что очередной засор на бедовом куске канализации по 232-й Стрелковой дивизии — в районе домов 9, 11 и 13 — водоканал устранил 26 сентября 2023-го, хотя в ГИС «Закупки» этого нет.
В администрации города народ философский:
— Бесхозные сети — наследие прошлого. Чаще всего такими оказываются брошенные ведомственные или не переданные на баланс строителями. Муниципалитет ежегодно находит многие километры таких сетей во всех коммунальных сферах — и тепло-, и водо-, и электроснабжение, а также канализационные сети. Принимает их в казну и впоследствии назначает эксплуатирующую организацию. Сложность состоит в том, что предусмотренная законом процедура достаточно длительная. После обнаружения сети три месяца должны числиться бесхозяйными, а котельные, повысительно-насосные станции, канализационные насосные станции и т. д. — один год. После истечения этого срока через суд проводится сложная процедура оформления в муниципальную собственность. Тем не менее работа системно и последовательно продолжается. Бесхозные сети — не уникальная воронежская проблема, все города сталкиваются с этим. И то, что сети бесхозные, не значит, что аварии на них не будут устраняться. У города есть специальный аварийный фонд и действующий правовой механизм ликвидации последствий утечек на гидравлических системах, обрывов проводов и других нештатных ситуаций.

Ответ конкретно по дому № 9 на 232-й Стрелковой дивизии: «Там есть нарушения, которые требуют проведения работ». В «РВК» на момент подписания номера мне не ответили. Зато очередного ходока от жильцов начальник производства Дмитрий Дедов в письме от 6 октября 2023-го обнадёжил:
«Сети канализации не принадлежат Обществу (ООО «РВК-Воронеж». — Авт.) на каком-либо праве и не обслуживаются. Работы на сетях, не принадлежащих обществу, проводятся только после письменного обращения с гарантией оплаты от собственника (...) либо от управления ЖКХ, если сети признаны бесхозяйственными».
Что касается жалоб людей в ГЖИ. Судя по единому реестру проверок Генпрокуратуры, инспекторы в УК Советского района едва ли не живут: в базе 1 637 проверок, большинство как раз по линии ГЖИ. Управляющая компания иногда травит тараканов с блохами. Иногда, говорят местные, даже клеит трубы в подвале.

— В прямом смысле клеит, — объясняет «погорелец» Галина. — Чтобы не текло, обматывают скотчем!
— И проволокой, — добавляет старший Гуров.
Капитальный ремонт? В новой программе подвал и система водоотведения на 232-й Стрелковой дивизии, 9 стоят на 2047 — 2049 годы. Зато сейчас там делают важное дело: меняют лифты. А жители меняют управляющую компанию: общее собрание собственников уже провели.
ВЕРСИЯ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ
«Люди сами виноваты!»
— Залитие подвала стоками в доме № 9 по ул. 232-й Стрелковой дивизии происходит из-за засора уличной канализационной сети. Так как колодец расположен выше уровня подвала, то фекальные воды вытекают не в наружные, забитые мусором трубы, а из квартир спускаются в подвал дома, — объясняют в УК Советского района. — Если бы некоторые жители не использовали унитаз как мусорное ведро, канализация бы работала без засоров. Недобросовестное отношение части собственников к общедомовой системе приводит к таким плачевным последствиям. В унитазы смывают бытовые отходы, наполнители для кошачьих лотков, половые тряпки, пищевые остатки и очистки, средства личной гигиены. Когда такой мусор попадает в систему, пластиковые трубы из-за давления расходятся, и затапливается подвальное помещение. В таком случае наши специалисты восстанавливают соединения, проводят уборку помещения и его дезинфекцию. Если же залитие происходит по вине засора на внешних сетях, мы делаем фото и оперативно направляем заявку в управу района. Дальше орган власти делает заявку в «РВК-Воронеж». Как правило, выполнение заявки поставщиком ресурса происходит в течение 1 — 5 дней. Чтобы полностью исключить нашу вину, в октябре 2023-го мы полностью заменили канализационный выпуск — трубу, которая отводит стоки из дома в уличный колодец, а потом в магистральные канализационные сети. По инициативе самих жителей дома, чтобы быстрее выполнить этот ремонт, старший по дому и еще несколько жителей даже помогали нашим специалистам в работах.
... Вот эту живопись УК Советского района прислала в управление ЖКХ мэрии — как доказательство «проведённой замены выпуска». В мэрию в очередной раз пожаловались жители, чиновники запросили в УК отчёт и доложили о проделанной работе людям — приложив снимки от управляющей компании. Ответ от 1 ноября 2023-го подписан замруководителя управления ЖКХ Игорем Черенковым.
— Видите пометку, что мол, нам это отравлять не надо? — усмехается Евгений Гуров. — Так там два фото — не нашего дома: в верхнем ряду крайнее справа, в нижнем — левое. Мы с мужиками тогда сами всё сделали: я лично в дерьме возился. Никто из УК нам не помогал! То ли в администрации не заметили надпись, то ли просто честные...

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
«В любом случае отвечает УК»
Юрист в сфере ЖКХ Ольга Дятлова:
— Ремонт труб и откачка воды непосредственно в подвале — однозначно обязанность управляющей компании при любых причинах и обстоятельствах. Она потом может через суд взыскать с города свои расходы, если подтвердит экспертизой, что причина затопления — в плохом состоянии уличных сетей. Если имуществу жителей причинён ущерб из-за затопленного подвала, возмещать должна тоже УК. Даже если изначальная причина в тех же уличных сетях. Разбираться в регрессном порядке с мэрией — личная забота УК. То же касается сгоревшей из-за перепадов напряжения техники. Людям нужно проводить независимую экспертизу. С заключением, что квартиру залило из-за потопа в подвале или что техника сгорела из-за проблем с общедомовой системой энергоснабжения, подать к УК иск в суд и с неё взыскать все расходы. Даже если произойдёт смена управляющей компании, отвечать должна прежняя УК, при которой случились ЧП. А вот за уличные сети отвечают город или концессионер. И повлиять на мэрию и тот же «РВК», ускорить вопрос с концессией жители не могут.
400
0
5